Экспедиция – форма организации исследовательской деятельности всех участников образовательного процесса

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 33 Красносельского района Санкт-Петербурга

Дата события: сентябрь 2017, январь-февраль 2018, май 2018

Сегодня в своей работе мы пытаемся идти в ногу со временем, используя наиболее интересные формы работы. Для нас такой формой стала эколого-краеведческая экспедиция. Экспедиция обеспечивает реализацию пяти областей стандарта – художественно – эстетической, речевой, физической, социально – коммуникативной и  познавательной.

Окрестности г. Санкт-Петербург обладают уникальными возможностями для ознакомления с особо охраняемыми природными территориями (ООПТ). Экспедиция на ООПТ дают возможность детям более близко и конкретно познакомиться с природными комплексами, сохраняющими биологическое разнообразие. В полевой обстановке дети получают первые навыки самостоятельной исследовательской работы, овладевают простейшими методами изучения природных объектов, учатся обобщать наблюдения. В результате у детей формируется целостное представление о природной среде.

В сентябре 2017 года была организована эколого-краеведческая экспедиция на Дудергофские высоты. С 1998 года Дудергофские высоты относятся к ООПТ и являются объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Это дает уникальную возможность для ознакомления детей и взрослых с биоразнообразием данной           территории. Цель эколого-краеведческой экспедиции состояла в формировании устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию. В экспедиции приняли участие педагоги – 5 человек, воспитанники – 52 человека, родители – 45 человек.

Длина экомаршрута от станции Можайская, куда мы все приехали, до мемориала морякам – авроровцам составил 2,5 км. Приехав на станцию, мы выдвинулись на первую гору – Воронью, двести ступенек извилистой лестницы привели нас к самой вершине горы,  с нее открылись великолепные виды на Красное село, Дудергофское озеро и не было конца вдаль уходящим домам, полям и  лесам. Мы углубились в лес по проторенной тропе, стараясь запечатлеть и в памяти, и на фотоаппарат самые яркие моменты пути. Нам очень повезло с погодой. Вдруг ребята услышали стук, мы заметили на высокой сосне дятла, подошли поближе, чтобы его рассмотреть. То тут, то там попадались огромные деревья, в основном сосны, с толщиной ствола в целый охват. Спустившись с Вороньей горы, мы почти сразу очутились у подножия Ореховой горы, туда тоже вели ступеньки. Ступеньки закончились, а подъем все продолжался. Ореховая гора выше, чем Воронья. И снова смотровая площадка. Аж дух захватило от такой красоты. Тут же на вершине мы увидели крест, поставленный в память о героях Великой Отечественной войны. Мы рассказывали детям, что Дудергофские высоты были местом ожесточенных боев при обороне Ленинграда. На Ореховой горе были установлены тяжелые орудия, обстреливавшие немецкие танковые колонны, двигавшиеся по Киевскому шоссе. Среди батарей, были установлены и пушки, снятые с легендарного крейсера «Аврора», согласно преданию, взяв батареи, немцы привязали оставшихся в живых матросов к стволам пушек и сожгли их заживо. Очень страшно, грустно, повсюду встречались оплывшие траншеи. Но одно дело читать, а другое  —  ходить по этой земле. Тут же, на этом самом месте люди отдавали свои жизни, только чтобы враг не занял родной город, родную страну. Может и сейчас, совсем рядом, под корнями выросших за десятилетия деревьев, лежат неизвестные герои, отдавшие свою жизнь ради победы. Архитектура парка и растительность были практически уничтожены танками и боевыми машинами. Благодаря своей высоте холмы стали важными точками во многих боях и использовались для наблюдений за передвижениями противника, а также в качестве оборонительных позиций.

Ореховая гора покрыта лесом, в основном орешником. У вершины мы увидели остатки небольшого сельского домика в швейцарском стиле, построенного для императрицы Александры Федоровны. Неспешным шагом, наслаждаясь природой и свежим воздухом, выдвинулись дальше. Впереди нас  ждало еще много интересных объектов – как природных, так и исторических. Мы набрали целебной воды из источника Петра Великого, затем снова погрузились в историю Великой Отечественной войны и нашли старые заброшенные здания. Ребята с родителями и педагогами, пройдя по маршруту, познакомились с природными и историческими достопримечательностями памятника природы. Информация об этих объектах была размещена на информационных стендах  (птицы, земноводные, деревья). Также ребята с родителями выполняли задания для самостоятельной деятельности: в папки с файлами собирали ботанический материал в полевых условиях (травы и цветы – в одну папку, листья деревьев и кустарников – в другую. Познакомились с ландшафтом, растениями Дудергофа, увидели срез дуба, которому 250 лет. На вершине Ореховой горы нашли отметку  самой высокой точкой Санкт-Петербурга: ее высота составляет 176 м. над уровнем моря. С высот нам хорошо был виден город. Дети отдохнули, посидели на скамеечке на юго – восточном склоне горы, немного подкрепились бутербродами и сладким чаем, приготовленным родителями. Дудергофские высоты имеют исключительную ценность как своеобразный, чудом сохранившийся уголок природы с редкой растительностью. На некоторых из них растет целая коллекция редких видов южной флоры, в том числе бук, орешник, сибирская жимолость. Много клена и ясеня, кое – где сохранились старые сосны, липы и дубы, им по 100 – 150 лет. Детям было интересно узнать о том, что на горах растут 418 видов деревьев, кустарников и трав, 162 вида мхов и лишайников, более 300 видов грибов. Оказалось, что в Красную книгу природы занесены 18 дудергофских растений (например, венерин башмачок). Уникальная флора и фауна, красивейшие ландшафтные комплексы гор дают основание гордиться и утверждать, что это действительно чудесное место. На маршруте нам показались истинные жители этих мест – белки. Экспедиция подходила к концу и надо было возвращаться домой, но как не хотелось покидать это удивительное место. И участники немного с сожалением, но счастливые, отправились в обратный путь, в надежде еще сюда вернуться и продолжить исследования.

После проведенной экспедиции педагоги с детьми составляли гербарии из собранного ботанического материала, рисовали газеты, исследовали, изучали растения Дудергофа, участвовали в викторине «Вспоминаем экспедицию», задание по растениям «Убери лишнее». С родителями был проведен мастер – класс «Дудергофские фантазии», целью которого было сформировать интерес к художественному творчеству через совместную деятельность детей и родителей. Получились замечательные работы, они украшали коридоры нашего детского сада. Также педагоги вместе с детьми изготовили интересные лэпбуки. По запросам родителей была организована экскурсия в музей почвоведения с целью знакомства детей с живым миром почвы, с его чрезвычайным разнообразием. Оказалось, что почва – сложно организованная система живых организмов: корни растений и дождевые черви, всевозможные насекомые и их личинки, мыши, кроты, суслики и многие, многие другие.

Наступила зима и была организована еще одна экспедиция на Дудергофские высоты с целью формирования исследовательского интереса к изменениям в природе со сменой времени года. В зимней экспедиции приняли участие педагоги – 7 человек, воспитанники -42 человека, родители – 30 человек. В рамках участия в городской акции «Покормим птиц зимой» родители изготовили кормушки, собрали разнообразный корм с целью помочь зимующим птицам в виде установок кормушек и организации непрерывного подкорма на них. Ведь зима – трудное время в жизни животных, а особенно птиц. Мы узнали, что наиболее опасны для них дни, когда после оттепелей наступают морозы и все деревья, кустарники, строения покрываются ледяной коркой, из – под которой птахи не в силах добывать себе корм. И мы решили, что каждый из нас может помочь выжить птицам, оставшимся на зимовке. Трудно было подниматься по извилистой лестнице в зимний день. Но какой великолепный вид нам открылся со смотровой площадки. Дети радовались снегу, как настоящие исследователи знакомились с фауной Дудергофа, заметили на снегу следы ласки, услышали и увидели дятла. Мы повесили кормушки на Вороньей горе, положили корм, полюбовались чудесным зимним пейзажем. А впереди у нас был тяжелый подъем на гору Ореховая, где мы тоже повесили кормушки, положили в них корм. По пути следования к вершине горы ребята заметили пещеру медведя. А вот и смотровая площадка, красота, детский восторг от увиденного. Домики, лесочки, заснеженные поля – глаз не оторвать. Мы  каждые выходные приезжали, находили наши кормушки, привозили с собой гостинцы для зимующих птиц. А в детском саду педагоги вместе с детьми изготовили плакаты «Покормите птиц».

Весной была организована еще одна экспедиция. Нам предстояло научиться различать раннецветущие растения и выяснить, что позволяет первоцветам зацвести раньше других; познакомиться с редкими растениями Дудергофских высот, занесенными в Красную книгу Санкт-Петербурга. Мы выяснили, что повышение температуры воздуха, таяние снега, оттаивание почвы и много света приводят к появлению зеленой травы и раннецветущих растений в местах, хорошо прогреваемых солнцем. В подземных частях в прошлом году растение накопило питательные вещества, за счет которых в этом году оно начало рано развиваться и цвести.  Ребята узнали, что в соке растений много сахара. Во время экспедиции дети познакомились с первоцветами Дудергофских высот: гусиный лук, чистяк, медуница, ветреница дубравная, ветреница лютиковидная, печеночница благородная, волчье лыко, фиалка удивительная, сныть обыкновенная, хвощ; узнали про редкие растения, занесенные в Красную книгу. В 2004 г. вышла Красная книга природы Санкт-Петербурга, в которую внесены редкие и ценные виды растений и животных. На Дудергофских высотах растут жимолость голубая, горечавка крестовидная, первоцвет высокий, лапчатка Кранца, бук европейский и др. Раннецветущие растения привлекают на Дудергофские высоты множество посетителей. Особенно страдают от сбора букетов цветущие раньше других растения с яркими цветками — печеночница и волчеягодник. Их численность на Дудергофской возвышенности заметно снизилась в последние десятилетия. Поэтому необходимо бережно относиться ко всему живому на территории памятника природы. Мы участвовали в создании плакатов в защиту первоцветов. Вдохновляла нас музыка П.И. Чайковского «Вальс цветов». Уже в детском саду, в играх закрепили представления детей о первоцветах. Если педагог называл растение первоцвет, то ребята должны были хлопнуть в ладоши над головой, а  если другое растение, то должны были  присесть. Мы обсудили, что дети могут сделать, чтобы сберечь природу Дудергофских высот?  Не мусорить, не рвать цветы, не ломать деревья, не вытаптывать травяной покров. Не должны  забывать, что первоцветы, которые растут, легко обидеть. Они страдают из-за своей красоты. Мы должны относиться к ним бережно, чтобы сохранить красоту этих мест.

 

Михайлова О.А.,
Заместитель заведущего по образовательной работе

Болознева О.С.,
воспитатель

Сермус И.В.,
педагог-организатор

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *