Районный методический семинар для учителей начальных классов «Формирующее оценивание: шаг к учебной самостоятельности. Когда учебные цели становятся открытыми и понятными для детей?»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 509 Красносельского района Санкт-Петербурга

Дата события: 28 апреля 2017 года

В пленарной части с докладом выступила Е. В. Гусарова, заместитель директора по учебной работе. Зачем современному человеку уметь оценивать? Надо ли это ему? Насколько важно данное умение в повседневной жизни? Почему в образовании формированию этого умения отводится столь важная роль? Нужны ли альтернативные формы оценивания или достаточно лишь традиционного подхода к этому процессу? Руководитель ответила на эти вопросы, поделившись с коллегами педагогическим опытом начальной школы ГБОУ № 509.

В современном образовании функция оценивания приобрела новый смысл. Изменились цели и задачи оценивания. Теперь оно направлено не просто на выявление недостатков в образовании ученика, а ориентировано на развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Необходима система, которая максимально соответствовала формуле успешного обучения. Она гласит: знания становятся знаниями в полном смысле этого слова тогда, когда они приобретены самостоятельно. И такая система существует. Это система формирующего оценивания. Её ещё называют оцениванием для обучения или системой внутренней оценки. Эта система призвана помочь ребёнку обрести спокойную уверенность в себе, здоровую самокритичность, позволяет сформировать умения учебной самостоятельности, инициативности и ответственности. Между детьми поддерживается и развивается не только самостоятельное, но и партнёрское оценивание. В ходе урока происходит непрерывная обратная связь между отдельными учениками, группами детей и учителем.

Что может сформировать формирующее оценивание? Самостоятельность в определении учебных задач, в выборе способа их решения и вообще – в организации своей учебы. Формирующее оценивание направлено на то, чтобы человек сам мог оценить свои учебные достижения, выявить у себя слабые места, а самое главное – мог определить, что и как ему надо делать, чтобы продвинуться дальше, чтобы улучшить собственные результаты.

В практической части семинара участники семинара посетили открытые уроки учителей начальных классов С. А. Картуковой, Т. О. Хрусталевой, А. Ю. Шлыковой, Л. Н. Васильевой. Формирующее оценивание помогает каждому учителю получить информацию о том, как много и насколько успешно учатся его ученики. На основе этого переориентировать своё преподавание так, чтобы дети учились активнее и эффективнее. Но следует учитывать, что формирующее оценивание не исключает традиционную систему оценивания, а дополняет её, расширяя границы познания себя и окружающего мира.

М. К. Васильева и И. Н. Овсяникова подготовили демонстрационный коучинг по теме «Управленческо-критериальный подход при подготовке к урокам развивающего контроля».

В заключительной части участники семинара приняли участие в ролевой игре «Заочный разговор с родителями», которую провели А. Н. Ермакова и А. Е. Михайлова.

Где взять время для такой работы? Универсальной рекомендации здесь нет. Нужно начинать, пробовать применить инструменты формирующего оценивания, и станет понятно, как обходиться с временем. При этом важно понимать: есть инструменты, которые требуют много времени, но есть и другие, позволяющие время сэкономить. Если учитель осмыслит эти идеи, то, придя завтра на урок, он будет знать, какая проблема есть у конкретного ученика, какие вопросы еще не поняты никем, а на чем уже не стоит задерживаться.

Е.В.Гусарова,
заместитель директора по учебной работе

Картукова С.А.,
учитель начальных классов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *