Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 242 с углубленным изучением физики и математики Красносельского района Санкт-Петербурга
Дата: 12 октября 2016 года
К нам в гости пришел призер Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро.
Каждые четыре года весь мир наблюдает за ходом соревнований на Олимпийских играх. Представлять свою страну на этом масштабном мероприятии — апогей спортивной карьеры. Победитель Всемирной летней Универсиады-2015 в Кванджу, чемпион этапа Кубка мира, бронзовый призер Олимпийских игр по стрельбе из винтовки с 50 метров в положении лёжа и выпускник университета ИТМО, Кирилл Григорьян, рассказал о своем сложном пути к успеху.
— Чем вас покорила стрельба?
— С раннего детства я занимался разными видами спорта. Мои родители спортсмены, они всегда хотели, чтобы я развивался, отправляли в разные секции. Я увлекался и футболом, и легкой атлетикой, и фигурным катанием, и плаванием. Но когда подрос, всерьёз занялся стрельбой. Сначала не получалось, потом втянулся, начал во всем разбираться и заработал право быть членом сборной на Олимпиаде.
— Вас тренировал отец. Сложно ли работать с родным человеком?
— У нас бывали разногласия, но, переходя на высокий уровень, начинаешь прислушиваться и делать так, как требует настоящий специалист. Мы никогда не смешивали работу и семью, хотя о тренировках могли поговорить и дома. Это большой плюс.
— Как удавалось совмещать учебу и спорт?
— На первом и втором курсах были проблемы. Когда заикался о том, что уеду на соревнования, мне намекали, что в таком случае надолго я в университете не задержусь. Не верили, что справлюсь. Но я возвращался с соревнований и сдавал все экзамены, и с третьего курса ко мне стали относиться более снисходительно, так как понимали, что все равно приеду и “закрою” все предметы.
— Какую награду Вы можете назвать своим первым большим успехом?
— Наверно, второе место в командных соревнованиях по стрельбе из трех позиций на летней Универсиаде в Казани в 2013 году.
— Чем отличается уровень организации Универсиады в Казани от бразильской Олимпиады?
— Организация лучше в Казани. Очень много тонкостей было учтено. Как во время соревнования, так и в бытовом плане было комфортно и приятно. Автобусов от отеля до места тренировок было много, и все ходили по расписанию. В Бразилии с транспортом было не так хорошо. Был случай, когда автобус отъехал от остановки за пять минут до того момента, как должен был только приехать на нее. Пришлось идти до комплекса пешком, и я опоздал. Кормили однообразно. Но страна интересная, было здорово познакомиться с бразильцами и их культурой.
— Как справлялись с волнением перед финалом?
— Методом проб и ошибок. Ведь это не первый мой финал. У нас в команде работает отличный психолог, он помогает грамотно подвести человека к старту, да и сам я пробовал различные дыхательные упражнения. Так что если правильно подойти к подготовке, то даже публику не будешь замечать.
— Чем Вам запомнилась церемония награждения на Олимпиаде?
— Когда встал на пьедестал, ничего не почувствовал, мыслями я еще находился на старте. Настолько погрузился в работу — два дня потребовалось, чтобы выйти из этого состояния. Голова все время была забита сомнениями: у меня что-то получилось, что-то не удалось. Только на пьедестале я понял, что на меня смотрит очень много людей, особенно из России, и все за меня рады. В России Владимир Путин меня не награждал, но в неформальной обстановке на фуршете мы с ним встретились. Не очень много времени было пообщаться. Когда он узнал, что я из стрелков, сказал что это очень хорошо.
— В сентября вы вернулись со Всероссийских соревнований с серебряной медалью. Расскажите об этом серьезном результате.
— На Всероссийских соревнованиях я показал лучшую квалификацию до финала, а в финальной части опустился на вторую строчку. В это время года уже прохладно, а мы стреляем на улице. Было неуютно, но в целом доволен выступлением. Было важно после Олимпийских игр хорошо себя зарекомендовать и на российских соревнованиях.
— Как развивается стрелковый спорт в России?
— К сожалению, он не так популярен, как зрелищный футбол или хоккей. Но у нас четыре медали в стрельбе на прошедшей Олимпиаде. Благодаря этому, возможно, дети будут приходить в стрельбу и развитие наберет обороты. Хочется, чтобы все происходило активнее, а сейчас в России тиров и стрельбищ качественных очень мало. Для международных соревнований подходит только одно — в Казани, которое как раз построили для Универсиады.
— Насколько финансово затратно заниматься стрельбой?
— Этот спорт очень технический, как и автоспорт. У нас многое зависит от качества оружия, патронов и экипировки. Есть детские спортивные школы, они спонсируют секции, которые можно посещать бесплатно. Но на высоком уровне все же приходится вкладывать собственные средства. В год из винтовки производится около 10 тысяч выстрелов, а ее ресурс — 20-30 тысяч. Получается, примерно, раз в два года необходимо менять оружие.
— Недавно вы вернулись с Кубка мира. Пятое место на соревнованиях такого масштаба — это успех?
— Думаю, что да. В году четыре этапа Кубка мира. Есть определенная балльная система, которая учитывает результаты выступлений всех спортсменов. Выстраивается рейтинг, по итогам которого 12 человек выходит в финал. В этом году также приглашали призеров всех прошлых Олимпиад. Нас было десять — десять лучших во всем мире. И, несмотря на пятое место, я доволен, что встретился с такими профессионалами.
— Какие у вас планы на ближайшее время?
— У меня в ближайшее время восстановительный период до декабря. В отпуск с семьей съезжу. Потом начну решать проблемы межсезонья. Затем, в декабре, у меня будет Кубок России в Ижевске по стрельбе из пневматического оружия, а после него опять сборы, соревнования и подготовка к следующему сезону.
Беседовал Данила ГАВРИШ